Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Среда, 25.06.2025, 18:58
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Май » 31 » Что такое ушел в нервану. Нирвана
23:55

Что такое ушел в нервану. Нирвана





Внимание! Это черновой вариант перевода, поэтические строфы были переведены только для передачи смысла текста. Многие имена и названия исторических лиц и мест могут отличаться от общепринятых. Тем не менее, перевод максимально приближен к оригиналу. В сложных местах просьба обращаться к оригинальному буклету на английском языке, который находится по адресу: http://www.blia.org/english/publications/booklet/pages/26.htm


Дорогие друзья,

Сегодня мы собираемся обсудить нирвану. Что такое нирвана? Хотя мы часто слышим о том как прекрасно и радостно состояние нирваны, в действительности, большинство из нас не имеют ни малейшего представления о нирване. Некоторые люди даже ошибочно считают нирвану эвфемизмом к смерти. Некоторые аскеты рассматривают Нирвану как обычное уничтожение или исчезновение. Они говорят: "Прекращение физического тела и исчерпание заслуг есть состояние нирваны". Школа Саутрантика также рассматривает нирвану, как исчезновение пяти совокупностей. В одном тхеравадинском тексте говорится, "Нирвана есть полное исчерпание совокупностей, как затухший огонь, или стихший ветер". Это понимание Нирваны носит односторонний характер и, возможно, даже вводит в заблуждение; в действительности же, Нирвана и уничтожение так же различны, как день и ночь.

Все мы читали историю принца Сиддхартхи, медитировавшего под деревом Бодхи. Выйдя из глубокой медитации, он посмотрел на звездное небо и в один миг просветления увидел истинную природу вещей, став полностью просветленным Буддой.

Это пробуждение к истине жизни и Вселенной, и есть то, что мы называем нирваной. Он увидел двойственное разделение на "я" и "они", вышел за границы времени и пространства, и вступил в область безграничной Дхармакаи.

Почему мы должны стремиться к Нирване? Если мы сделаем паузу и подведём итоги нашей жизни, то увидим, что человеческое существование ограничено временем и пространством. Жизнь длится не больше нескольких десятилетий, и тело простирается не больше чем на несколько футов. Нирвана освобождает нас от таких ограничений и позволяет нам вырваться из скорлупы наших заблуждений. В нирване, жизнь пронизывает все пространство, "проходит три сферы существования и охватывает десять направлений". В нирване жизнь пульсирует сквозь все времена, "без изменений простираясь от древности до настоящего времени, через множество кальп и остается вечно новой". В таком состоянии, "ум охватывает всю вселенную, пересекая сферы, многочисленные как песчинки". Когда мы видим, что наше "я" и материальный мир резонируют в гармонии, и когда мы понимаем себя и других как одно, не возникает никаких импульсов ревности и нет места для ненависти или дискриминации. Проще говоря, вновь открывая нашу настоящую природу, мы обретаем нирвану, и видим сквозь двойственность субъекта и объекта или ограничения времени и пространства.

Хотя человеческий язык и человеческий мозг ограничены и вряд ли способствуют пониманию нирваны, мы, тем не менее, должны дать им попробовать её постичь. На нескольких следующих страницах мы сперва поговорим о том, что такое нирвана, затем поговорим о том, на чем она основывается, как она может быть реализована, и, наконец, на что похожа нирвана.1. Что такое Нирвана


Слово "нирвана" и "прекращение страданий" Четырех Благородных Истин - одно и то же. Прекращение страданий не означает уничтожения страданий, это означает, стать свободным от страданий, вызванных неправильным убеждением в двойственности и разграничением. К нирване также относят последующие состояние блаженства, гармонии, и непринужденности в отношениях с окружающим миром.

а. Определение нирваны

Есть два способа определить нирвану: через отрицание и через утверждение. Мы также можем развить чувство нирваны с выяснения того, как она описана в сутрах.

1. Определение нирваны путем отрицания - Дхарма-скандха-пада определяет нирвану путем сорока трех способов отрицания. Там говорится о нирване как,о "безформенном, неограниченом, без ответвлений, без начала, без вложений, без конца, без вытекающих, без цепляющихся". Катусатья-нирдеша определяет нирвану с помощью шестьдесяти шести форм отрицания , таких, как, "без распада, без потерь, без равенства, без препятствий, без желания, беспрецедентная, неизмеримая, без скорби..."

2. Определение нирваны путем утверждения - Дхарма-скандха-пада также описывает нирвану путем пятидесяти способов утверждения, таких как "абсолютная реальность, другой берег, будучи чудесной, спокойной, постоянной, безопасной, конечной, трудно достижимой". Катухсятья-нирдеша использует сорок шесть форм утверждения характеризующих Нирвану, таких как освобождение, превосходящая все, беспрецедентная, самая совершенная, чистая, конечная, истина, таковость"

3.Также для изображения нирваны в сутрах использовались другие подходы:


    • Махапаринирвана сутра сравнивает нирвану с природой будды.
    • Аватамсака сутра называет нирвану природой всех дхарм.
    • Лотосовая сутра приравнивает нирвану с буддовостью.
    • Праджняпарамита сутра объясняет нирвану как мудрость, которая знает то, что не познается рассуждениями, мудрость, которая видит природу всех вещей.
    • Сурангама сутра объясняет нирвану как "конец всех рассуждений и успокоение всех волнений."
    • Вималакирти сутра называет нирвану "путем недвойственности из десяти этапов развития ума."
    • Шримала-деви-симханада сутра описывает нирвану как Татхагатагарбху (основа, порождающая все явления) или чистый, настоящую природу.
    • Буддийская школа Чань называет нирвану истинным лицом.

Хотя все эти описания могут быть разными, их смысл один и тот же. Все они по существу говорят, что нирвана - "наша чистая, истинная природа, наша истинная сущность". Будда своим учением, показывает нам путь, чтобы стать свободными от заблуждений и достичь нирваны вновь открывая нашу истинную природу.

б. Понимание нирваны

В более конкретных терминах Агамы дают нам четыре способа для оценки нашего прогресса в постижении нирваны.
    1. Нирвана очищает разум от жадности.
    2. Нирвана очищает разум от ненависти.
    3. Нирвана очищает разум от невежества, заблуждений и ошибочных мнений.
    4. Нирвана очищает разум от скорби.

Задумайтесь на минуту и проверьте себя по каждому из этих критериев. Будьте честны с самим собой. Что же получается? Если вы не отвечаете даже вашим собственным стандартам, возможно, вы должны удвоить свои усилия там, где есть возможности для совершенствования.

Вибхаша шастра дает аналогичное объяснение нирваны. Она описывает нирвану, как "искоренение всех горестей, тушение трех огней, разрыв привязанности к трем понятиям, и отмежевание от всех сфер перерождения". Три огня - это жадность, ненависть и заблуждение. Три понятия - это понятия о жизни и смерти, понятие нирваны, и понятие о неразличении. Как омраченные существа, все мы, как правило, воспринимаем эти составляющие с чувством субстанциальности, которое удерживает нас от нирваны. Понимание нирваны удерживает нас от нирваны, даже привязанность к неразличению является само по себе различением.

Когда преподобный Хуан-Цзан вернулся в Китай из Индии, он перевел термин нирвана, как "полное и безмятежное". Полное означает, охватывающее все что есть, и безмятежное относится к состоянию невозбужденного и спокойного.

Мы часто слышим разговоры о непостоянстве в жизни, но именно в этом непостоянстве жизни, мы находим неизменную природу нирваны. Мы также слышим как буддисты говорят о страдании в этом мире и о нирване как о счастье. Когда мы говорим,что все страдания уходят своими корнями в концепцию самости, то имеем в виду обычное понимание самости как некую постоянную и отдельную единицу идентичности, которая существует независимо от других. Когда речь идет о нирване, как высшем счастье, мы все еще говорим о личности, которая чувствует это счастье. Самость в контексте нирваны есть истинная самость и отличается от повседневного понимания самости, о котором мы говорили ранее. Эта самость основывается на единстве и полной гармонии со всеми причинами и условиями.

в. Характеристики нирваны

В дополнение к определению и пониманию смысла нирваны, мы можем лучше понять это состояние, используя несколько аналогий, используемых для характеристики нирваны.
    1. Сравнение нирваны с цветком лотоса - В буддийской литературе имеются многочисленные упоминания цветка лотоса, особенно в изображении чистоты и альтруизма. Лотос начинает расти в перегное и грязи на дне пруда; он проходит через воду и цветет в чистом воздухе, чистом от всякой грязи. Нирвана вырастает из испытаний и невзгод жизни, но остается незапятнанным ими.
    2. Сравнение нирваны с водой - Подобно воде, нирвана тушит пожары заблуждения. Подобно тому, как вода утоляет нашу физическую жажду, реализация нирваны тушит жажду желания.
    3. Сравнение нирваны с противоядием - Нирвана является убежищем для уставших. Как противоядие, нирвана нейтрализует яд заблуждения.
    4. Сравнение нирваны в океаном - океан принимает все воды независимо от их источника. Океан не знает дискриминации. Нирвана это состояние спокойствия, без предпочтений или отвращения. Подобно тому, что мы никогда не сможем полностью измерить количество воды в океане, мы никогда не сможем полностью описать состояние нирваны.
    5. Сравнение нирваны с питанием - продовольствие сохраняет нас живыми и здоровыми. Те, кто достиг нирваны, свободны от цикла рождений и смертей. В нирване, достигший ее, выходит за ограничения человеческой жизни. Подобно тому, как продовольствие освобождает нас от голода, реализация нирваны освобождает нас от страданий, скорби.
    6. Сравнение нирваны с пространством - когда мы говорим о пространстве, не возникает никаких разговоров о возникновении, изменении или прекращении. То же самое относится и к нирване. После реализации нирваны, никто не сможет её потерять. Область нирваны безгранична. Это не может быть найдено ни в одном месте,и в то же время это находится везде. Она не зависит ни от какой вещи, но это основа всех вещей. В нирване, достигший её живет в гармонии со всеми явлениями Вселенной.
    7. Сравнение нирваны бесценной жемчужиной. Как бесценная жемчужина, нирвана сияет для всех.
    8. Сравнение нирваны с горной вершиной - стойкость нирваны можно сравнить с высокой вершиной, стоящей высоко в небе, которую не беспокоит погода. Нирвана возвышается, оставаясь недосягаемой для всех скорбей.

г. Различные виды нирваны

Буддийская школа йогачара говорит о четырех видах нирваны: нирвана чистой изначальной природы, нирвана с остатком, нирвана без остатка, и нирвана непостоянства.

Нирвана чистой изначальной природы является видением Дхармакаи (тела истины), истинной природы всех явлений. Хотя заблуждения могут временно затуманить наше видение дхармакаи, ее целостность никогда не нарушается. Дхармакая имеет бесчисленное количество чудесных аспектов и охватывает все вещи. Это не то же самое, что и все дхармы, но она в тоже время ничем от них не отличается. Дхармакая наша чистая истинная природа. Если мы посмотрим внутрь себя, то сможем увидеть дхармакаю.

Нирвана с остатком достигается тогда, когда достигший её все еще жив. В этом случае, слово "остаток" относится к последствиям кармы. Термин "с остатком" означает, что не создается никакой новой кармы, но последствия прошлой кармы ещё не погашены полностью. Из-за наличия физического тела, достигший её по-прежнему испытывает различные последствия голода, температуры, болезни и старения. В нирване с остатком, достигшему её до сих пор приходится есть когда тот голоден или отдыхать, когда устал. Даже если тело продолжает испытывать болезнь, старость и смерть, разум уже не порабощен этими процессами. Независимо отобстоятельств, достигший нирваны все еще может идти по жизни со спокойствием, и собранностью. Это то, что имеется в виду под нирваной с остатком. Даже сегодня, есть живые примеры людей, которые достигли такого рода нирваны. Махакашьяпа, один из лучших учеников Будды является таким примером. Говорят, что Махакашьяпа до сих пор живёт в этом мире с тех пор как жил Будда двадцать пять столетий назад. Согласно одной из сутр, с предсказанием прихода Майтрейи, Будда поручил Махакашьяпе оставаться в этом мире и хранить его робу и чашу для подаяний до того времени, когда Бодхисаттва Майтрея станет следующим Буддой, в этом мире через 67 миллиардов лет. Пиндола, Архат с длинными бровями, является еще одним примером того, кто достиг нирваны с остатком. Будда также попросил его остаться в этом мире, чтобы научить Дхарме живых существ после своего ухода. Изучая тексты, я нашел три ссылки на его появление для помощи людям в этом мире.

Состояние нирваны без остатка, или Паринирваны, достигается тогда, когда все последствия кармы полностью исчерпаны, и физическое тело уходит в прошлое. Без создания новой кармы, нет никакого сближения пяти совокупностей, и в результате нет никаких новых рождений. В этом состоянии, истинная природа просветленного растворяется во всех явлениях и становится единой со всей Вселенной. Так же, как сахар без следа растворяется в воде, он присутствует в ней, хотя его не видно, и это бесспорно. Это всецелая гармония приведена в поговорке, "Время от античности до настоящего ничто иное как настоящая мысль. Безграничная земля, отделяющая вас и меня - лишь кончик пера."

В Агамах есть рассказ о Брахмачари с божественным глазом. Он, взглянув на кого-либо, мог увидеть его прошлые жизни. Когда он смотрел на кучу человеческих костей, то мог точно определить, кто и когда умер. Однажды Будда указал на груду человеческих костей и спросил его, знает ли он, кому они принадлежали. Он пристально посмотрел на кости, но не смог увидеть, кому они принадлежали. Будда затем объяснил Брахмачари, что тот человек вступил в нирвану. Его бытие теперь вне времени и пространства. Он свободен от жизни и смерти. Сейчас он как единство феномена и ноумена. Сейчас он охватывает все десять направлений и пронизывает все сферы Дхармы. Именно поэтому он не смог определить, кому принадлежали кости. Из этого мы можем видеть, что тот, кто достиг нирваны без остатка полностью свободен от бремени физического тела.

Нирвана непостоянства также известна как маханирвана или аннутара-самьяк-самбодхи. Из тех, кто достиг маханирваны, сутры говорят, "Мудрецы больше не привязаны ни к жизни ни к смерти. Из сострадания, они не привязаны к нирване." Они видят пустоту цикла перерождений и постоянно появляются в этом мире для руководства живыми существами в море страданий. Они владеют всем, но не требуют для себя ничего. Они всегда активно помогают живым существам, и всегда находятся в спокойствии. Они не привязаны к какому-либо одному пути, но умело используют все средства.

Из обсуждения различных видов нирваны, мы видим, что не надо ждать конца жизни для того чтобы уйти в нирвану. Когда принц Сиддхартха стал полностью просветленным Буддой под деревом Бодхи, он вошел в область Нирваны с остатком. Когда Будда скончался в возрасте восьмидесяти лет среди двух деревьев сала, он вступил в нирвану без остатка. За сорок с лишним лет, в течение которых Будда путешествовал по миру, обучая Дхарме всех тех, кто имел уши, он прожил жизнь, свободную от привязанностей. Такой образ жизни, целенаправленый но без фиксации к цели, является свободным и непринужденным. Это царство нирваны непостоянства.
2. На что опирается нирвана?


Мы обычно говорим, что живем в этом мире, или живем в том или ином доме, но можем ли мы сказать, что кто-то может жить в нирване? Согласно сутрам, сказано, что те, кто вступил в Паринирвану сливаются с пустотой. Некоторые из вас могут найти это пугающим и думают, что пустота означает исчезновение или уничтожение. Вам не нужно бояться, потому что пустота здесь не означает уничтожение. Пустота пронизывает все пространство и всегда присутствует во всем. В нирване, просветленный опирается на пустоту - у него нет дома и в то же время его дом - везде.

Император династии Тан, Шунь-Цзуан, однажды спросил чаньского мастера Фу-Куан Ру-Мана о местонахождении Будды после того как он вступил Паринирвану. Император спросил:

"Откуда Будда пришел?

После нирваны, куда ушёл Будда?

Поскольку мы говорим что Будда всегда присутствует в этом мире,

Где Будда сейчас?"


Мастер Чань ответил:

"От истины пришел Будда.

После нирваны, к истине и вернулся.

Дхармакая заполняет все пространство;

Всегда живет в просветленных умах.

С-мыслью становится без-мысли;

Привязанность возвращается к непривязанности.

[Будда] приходит ради живых существ;

Живет ради живых существ.

Ясный и чистый, как океан;

Глубокие и всеприсутствующий.

Мудрому следует это продумать,

И отбросить все сомнения."


Император, все еще сомневаясь, спросил еще:

"Будда, родился во дворце,

Умер и вступил в нирвану, между двумя деревьями.

Учил в этом мире сорок девять лет;

Тем не менее говорил о том, что не произнес никакой Дхармы.

Горы, реки и огромные океаны,

Небо, земля, солнце и луна,

Настанет время, когда все они исчезнут.

Кто может сказать, что они не подвержены рождению и смерти?

У меня остались вопросы;

О мудрец, пожалуйста, объясните."


Пытаясь использовать мирскую логику и рассуждения, чтобы понять нирвану, императору не удалось понять, как Дхармакая может быть вечно присутствующей. Мастер Чань еще раз объяснил:

"Природа будды есть истина.

Омраченные существа не понимают.

Дхармакая подобна пространству;

Не имеет ни рождения, ни смерти.

При правильных условиях,

Будда появился в этом мире;

При правильных условиях,

Будда вступил в нирвану.

Достигая живых существ во всем мире,

Будда как луна в воде.

Непостоянен и непрерывен;

Нет рождения и нет смерти.

Живет, и никогда не рождается;

Входит в нирвану, не исчезая.

Когда ум видит пустоту,

Нет Дхармы, о которой можно было бы говорить."


Подобно пространству, дхармакая Будды является абсолютно полной, без возникновения или прекращения. Как человек в этом мире, он был ограничен процессами рождения, старости, болезни и смерти, но дхармакая Будды не возникает и не прекращается. Исторический Будда пришел из таковости, чтобы научить нас Дхарме и пути освобождения от цикла перерождений. Когда причины и условия созрели, Будда вернулся к истине, от которой же и пришел. Дхармакая так приходит, и так уходит - ничего не добавляя и ничего не отнимая. Без привязанности, истинная природа Татхагаты всегда целостна. Нирвана - это сфера, свободная от привязанностей. Тот у кого есть какие-либо привязанности, не может реализовать нирвану.

В китайской истории буддизма, есть история об очень образованном чаньском мастере по имени Цзинь Пи-Фэн. Согласно легенде, он чуть не разрушил свою практику из-за одной привязанности. Он мог отпустить все свои желания, кроме своей любви к его нефритовой чаше для подаяний. Каждый раз, перед тем как войти в самадхи, он должен был убедиться, что его чаша для подаяний была тщательно спрятана.

Однажды, уже к концу его жизни, царь Яма направил несколько своих посыльных претендовать на жизнь мастера. Поскольку чаньский мастер мог предвидеть свою смерть, он вошел в глубокое самадхи. Подземные посыльные ничего не смогли сделать, кроме как ждать, пока, он не выйдет из медитации. После ожидания в течение нескольких дней, они придумали план. Зная, что мастер Чань очень дорожил своей чашей для подаяний, они решили взять миску и со всей силы бить по ней. Когда мастер Чань услышал шум, то сразу же вышел из своего самадхи, чтобы попытаться сохранить свою чашу от разрушения. Тогда приспешники Ямы захлопали в ладоши и сказали: "Хорошо, теперь вы должны пойти с нами". Когда мастер Чань понял, что его обманули, он взял нефритовую чашу и бросил её на землю, разбив на куски. Затем он снова вошел в самадхи, оставив стих:

"Для тех, кто претендует на жизнь Цзинь Пи-Фэна,

Цепи должны быть крепки чтобы

связать просторы космоса.

Если пространство можно заковать в кандалы,

Тогда можете претендовать на меня,

Цзинь Пи-Фэна."


В тот самый момент он вступил в нирвану. Из этого мы можем видеть, чтобы войти в в нирвану, надо отпустить каждую малейшую привязанность и заблуждение. Когда мы не захвачены мирскими явлениями, мы пребываем в спокойствии при любых обстоятельствах.

Когда мы говорим, что нам следует освободиться от всех привязанностей, чтобы достичь нирваны, то это не значит, что мы должны стать невнимательными и безразличными или что мы должны разорвать все отношения с другими, ибо нирвана не может быть достигнута вне повседневной жизни. В Алмазной сутре говорится, "пусть намерения возникнут без каких-либо привязанностей". Но как вести светскую жизнь без привязанностей?Позвольте мне рассмотреть этот вопрос с четырех позиций.

1. Быть проще в общении - Шестой Патриарх школы Чань Хуэй Нэн, был примером такого образа жизни .Получив рясу и чашу для подаяний как символ продолжения линии от Пятого Патриарха, он был вынужден скрываться от людей, пытавшихся оспорить законность этой передачи. Пятнадцать лет он жил среди группы охотников. Каждый день он ходил с ними на охоту. Всякий раз, когда он видел животное, попавшее в ловушку охотников, он тайно пытался освободить захваченное животное. Всякий раз, когда у него был шанс, он говорил с ними о важности сострадания. Когда они возвращались с охоты готовить убитое, он уходил в лес, чтобы найти съедобные листья и растения для украшения их общей трапезы. Его часто дразнили за то что он избегал есть мясо и ел в стороне только овощные блюда. Пятнадцать лет может показаться долгим, но Хуэй Нэн вовсе не беспокоило ожидание, потому что он уже познал нирвану и жил в мире и свободе. Формально он не мог обучать Дхарме, но использовал любую возможность, чтобы учить ей. Хотя он и не соблюдал заповеди так строго, как ему хотелось бы, он увидел спокойствие в соблюдении заповедей насколько это было возможно.

2. Быть умиротворенным в любых обстоятельствах - Из Алмазной сутры, мы можем видеть, как Будда, после достижения нирваны с остатком, прожил мирную и спокойную жизнь. Сутра начинается так: "Во время обеда Благословенный надел накидку, взял чашу для подаяний и вошел в город Шравасти. После того как, совершив обход великого города Шравасти и собрав подаяние, Будда вернулся, принял пищу, отложил накидку и чашу для подаяний в сторону, омыв ноги, сел в позу со скрещенными ногами." На первый взгляд, это обычная жизнь, но если посмотреть глубже, мы видим, как Будда пребывает в мире с каждым аспектом жизни. Полностью просветленный не порочит требования жизни. Даже если он достиг нирваны, то по-прежнему нуждается в еде и сне и делает это без привязанности.

3. Находить спокойствие в природе будды - Нирвана - это состояние, в котором просветленный видит пустотность всех явлений.Таким образом, те, кто вступил в нирвану не возмущаются испытаниями и невзгодами жизни, они могут рассматривать их как непостоянные и пустые в своей природе. Они смотрят на жизнь спокойно, не привязываясь и не развивая отвращение к любому аспекту жизни. В нирване, они находят спокойствие в природе будды. "Когда ум чист, земля чиста." Они создают чистую землю среди моря страдания. В Вималакирти Сутре, Вималакирти жил мирской жизнью, но не был привязан к трем сферам существования; жил с женой, но всегда практиковал чистую жизнь. Жизнь которой он жил, была действительно жизнью без привязанностей.

4. Учите Дхарме в каждом удобном случае - После того как царевич Сиддхартха просветлел, он не просто вступил в блаженную нирвану без остатка, он вступил в нирвану с остатком и решил остаться среди страданий сансары, путешествуя по всей Индии, чтобы учить Дхарме . В нирване никто не думает только о собственном освобождении, но усердно работает для того чтобы помочь другим достичь этого же освобождения. Многие, кто вступил в нирвану повторно появляюся в этом мире, чтобы учить Дхарме других. Бодхисаттва Авалокитешвара является прекрасным примером того, кто действует бескорыстно. Бодхисаттва Кшитигарбха дал обет оставаться в аду до тех пор, пока в нем не останется ни одного существа.

Многие люди имеют предвзятое мнение о том, что практиковать учение означает жизнь в одиночестве и медитации, оставляя стену равнодушия между практиком и остальными людьми. Такие понятия абсолютно несовместимы с многочисленными примерами показаными Буддой о том, как он вел свою жизнь. Жить в нирване означает быть проще в общении, в мире при любых обстоятельствах, найти спокойствие в природе будды, и преподавать Дхарму при любом удобном случае.


3. Путь к нирване


Перед тем, как возложить на себя обязательство стремиться к нирване, как мы можем знать, что нирвана существует? Это, действительно, очень трудный вопрос. Это как кто-то спрашивает: "Сколько воды в океане?Сколько морских существ живут в океане?". Эти вопросы выходят за рамки повседневных. Аналогичным образом, человеческий язык не в состоянии полностью описать удивительную нирвану, нирвана превосходит все явления мира.

Невозможно точно описать нирвану, но мы можем через учение Будды постепенно реализовать её для себя. На самом деле, как говорят сутры, "если кто-то хочет почувствовать царство Будды, его ум должен быть чистым, как пространство". Хотя мы не можем пережить нирвану через наши органы чувств, мы также не можем категорически отрицать ее существование. Человеческий глаз не видит микроскопические организмы, такие как микробы и бактерии,но мы, тем не менее, принимаем то, что ученые говорят о них. Ученые - эксперты в этой области, и мы считаемся с их мнением в этих вопросах. Подобным образом, если мы сами не испытали нирвану, мы можем учиться у тех, кто знает, что она действительно существует.

Нирвана не может быть найдена в каком-то одном месте или в какое-то конкретное время. В этом смысле, нирвана, как огонь. Огонь не существует сам по себе. Он создается, когда ударяют друг о друга два кремня, или когда мы зажигаем спичку. Когда Праджня и сострадание светят сквозь заблуждение, появляется нирвана, и мы воочию убеждаемся, что она существует.

Как мы можем войти в нирвану? Позвольте мне сделать три предположения.


1. В сутрах говорится, что если усердно практиковать согласно наставлениям, мы все однажды можем достичь нирвану. Наставления, как наши глаза. Своими глазами, мы видим, независимо от того, где мы находимся; с руководством наставлений, мы можем испытать нирвану независимо от обстоятельств.

2. Будда учит, что для достижения просветления, мы должны постоянно думать о Трёх Печатях Дхармы: Все самскары (формы и действия в этом мире) непостоянны, все дхармы не имеют субстанциональной сущности, и нирвана - совершенный мир. Когда мы по-настоящему поймём пустотность всех явлений, мы будем видеть вещи как они есть - без привязанности или отвращения к ним. Освободившись от всех привязанностей, мы успокаиваем любое волнение, которое можем почувствовать. Если мы можем спокойно принять то, что приносит жизнь, то мы прийдем в спокойное и безмятежное состояние нирваны.

3. Чтобы испытать нирвану, мы опираем наше тело и ум в Трех Корнях обучения: наставления, сосредоточение и мудрость. Мы должны использовать все четыре всеобъемлющих достоинства: даяние, приятная речь, поведение, полезное для других, и сотрудничество, как искусное средство обучения Дхарме. Кроме того, мы должны включать шесть Парамит в каждый аспект нашей повседневной жизни, чтобы мы могли сохранять бдительность в наших умах и постоянно быть осторожными с собственными омрачениями.

Когда мы слышим, как другие вступили в нирвану, мы можем чувствовать свое несоответствие требованиям. Это пораженческие отношение также является формой пристрастия и это ошибочное мнение. Будда учит нас, что прилагая прилежные усилия, мы все можем стать просветленными. В самом деле, мы должны знать, что вступление в нирвану не зависит от нашего возраста,от того, насколько мы умны, или сколько времени мы практиковали.

Мы узнаем из сутр, что люди в любом возрасте могут достичь нирваны. Субхадре, последнему обращенному Будды, было сто двадцать, когда он достиг нирваны. И с другой стороны, Шраманере Кунти, ученику Шарипутры, было всего семь, когда он достиг нирваны. Можем ли мы войти в нирвану или нет, зависит от нашей духовной зрелости, а не на нашего возраста.

Из сутр, мы узнаем, что реализация нирваны не зависит от того, насколько мы умны, но зависит от того, можем ли мы или не можем открыть нашу врожденную природу Будды. Этот процесс не требует определенного уровня образования и интеллектуального потенциала. Среди учеников Будды, и мудрый Шарипутра и тугодум Кшудрапантхака достигли нирваны. Когда мы даем обет вступить на путь будды, мы должны быть уверены, что в конечном счете нирвана в пределах нашей досягаемости. Полностью привержены практике Дхармы, мы в один прекрасный день сможем видеть сквозь заблуждения и достигнем буддовости.

Понимание нирваны также не зависит, от того как долго мы практикуем. Искренность практики является гораздо более важным фактором. Среди пяти мужчин, которым Будда изложил Дхарму вскоре после того как он достиг просветления, Каундинья достиг нирваны уже через несколько дней. Кшудрапантхака, самый медленным в процессе обучения, реализовал нирвану через двадцать дней после прилежного усилий. Упали достиг нирвану когда состригал волосы Будды. Что касается Ананды, он был обязан служить Будде, и это держало его от достижения просветления до тех пор, пока Будда не вступил в Паринирвану.

Из множества примеров тех, кто достиг нирваны, мы можем видеть, что реализация нирваны не зависит от внешних факторов и обстоятельств. Аватамсака сутра подчеркивает, что нирвана достигается за счет избавления от внутренних заблуждений, а не через кульминацию внешних факторов.

4. Царство нирваны

Нирвана - полное освобождение от страданий. Те, кто понял нирвану испытывают превосходную радость, которая исходит из нутри. Даже то, как просветленый себя ведёт, отражает его внутреннее спокойствие. Просто находясь в присутствии таких людей, другие могут разделить с ними это безграничное счастье. Из сутры, мы узнаем, что, когда Маудгальяяна увидев недавно просветленного Шарипутру, благоговел его сиянием и манерой держать себя. Он спросил, "Шарипутра, вы выглидите так, будто светитесь - чистый, как только что расцветший лотос, достойный, как тепло солнца, и мирный, как легкий ветерок. Вы нашли выход из цикла перерождений?" Шарипутра мягко улыбнулся и кивнул головой.

Много лет спустя, когда Шарипутра вступил в Паринирвану, его ученик Кунти был убит горем. Со слезами на глазах и сопливым носом, он взял кости свего учителя и подошел к Будде. Благословенный утешил его, сказав, "Теперь, когда твой учитель вошел в Паринирвану, ты думаешь,что его заслуги также исчезли с его уходом?"

Кунти ответил, "Нет"

"Это верно. Хотя твой учитель теперь свободен от всех страданий, его заслуга живет вечно. И это не причина для слез."

Кунти, услышав это, сразу понял, чему учил его Будда. Он увидел жизнь и умирание в совершенно ином свете. Физическое тело не так важно, оно представляет собой накопленную карму и как таковое живет и умирает. Важно то, что просветление, беспричинное и вневременное, освещает темноту, озаряя омраченных живых существ.

Сутры также говорят о бесстрашном состоянии нирваны. Однажды жила бхикшуни, которую укусила ядовитая змея во время медитации в пещере. Когда ее ученики увидели, что случилось, их первой реакцией было идти обратиться за медицинской помощью. Бхикшуни спокойно им сказала : "Нет необходимости идти за помощью. Яд распространился по всему телу. Не могли бы вы пойти и спросить Шарипутру прийти сюда, чтобы я могла поговорить с ним, прежде чем умру?"

Когда Шарипутра прибыл, то был очень удивлен, обнаружив бхикшуни выглядевшей также хорошо, как и раньше. Он сказал: "Вы, кажется, полны здоровья, и не похожи на тех, кто близок к смерти. Вы уверены, что вас укусила ядовитая змея?"

Бхикшуни ответила, "Я созерцала пустоту и нашла мир в нирване. Змея может повредить лишь тело, но оно не может нарушить спокойствие нирваны."

В Аваданах говорится, что нирвана - высшее счастье. Но те, кто не может понять смысла нирваны, думают, что блаженство нирваны происходит от подавления всех желаний. Это серьезное недоразумение, как это показано в разговоре между королем Милиндой и монахом Нагасеной. Царь спросил, "Будда учит, что для того, чтобы понять нирвану, мы должны подавлять чувственные удовольствия. Это очень трудно сделать, и вызывает у меня сильные боли. Какой смысл реализации нирваны, если она лишает всех радостей жизни?"

Нагасена ответил,что неверно отождествлять нирвану с болезненным воздержанием. Когда Будда учит нас воздерживаться от потворства своим желаниям, он говорит, что это лишь средство для достижения цели. Когда кто-то хочет получить навык, надо сначала "болезненно " практиковать основы этого навыка, прежде чем превзойти в нем."

Нирвана - полное освобождение от страданий. Отпуская все привязанности и отвращение, мы живем в гармонии со всем, что обусловлено и тем самым успокаиваем волнение, которое приходит с желанием. В царстве нирваны нет возникновения, оно неизменно, без привязанности к феноменальному "я", беспорочна.

В нирване, нет возникновения и, следовательно, нет исчезновения и нет непостоянства. Там не только нет возникновения явлений, там также не возникает понятие нирваны само по себе. Это царство абсолютной истины Срединного пути, без двойственного разделения на "я" и окружающее, чистоту и заблуждение. Следующая история иллюстрирует, то как часто мы делаем что-то возникающее из ничего. Когда-то был купец отправился с телегой товаров на рынок. По дороге, его телега застряла в канаве, и он не смог вытащить её, как ни старался. Прохожий предложил помощь, вдвоём им удалось поставить телегу обратно на дорогу. Прохожий спросил купца, "Теперь, когда я помог вам вытащить телегу из канавы, как вы будете меня благодарить?"

Купец ответил: "У меня есть "ничто", которое я могу дать вам, чтобы показать вам свою благодарность."

"Хорошо, дай мне это "ничего", сказал прохожий.

Купец, замешкав, сказал: "Как я могу дать вам "ничто"?"

"Я уверен, вы можете найти это "ничто", которое хотели мне дать. Прохожий понимал понятие "ничто" как понятие "нЕчто".

В царстве нирваны нет возникновения, следовательно, в нем также нет постоянства и нет самой нирваны. В нирване, никто не в чем не пребывает потому что его бытие теперь в совокупности вселенной, во всех Дхарма-сферах, в Будда природе, в просторах космоса, а также в его чистоте ума и сердца.

В нирване, нет привязанности к феноменальному "я". Для достижения нирваны, нужно сначала увидеть, что то, что мы зовём "я" ничто иное как накопленная карма и это "я" непостоянно и не существует независимо от других. Как только мы избавимся от этой фиксации на своем "я", мы можем испытать великое освобождение безсамости. В безсамости мы можем найти наше подлинное "я". Это истинное "я" - наша вечная природа Будды. Из сутр, мы узнаем о разговоре между Буддой и скептиком, который хотел проверить Будду. Скептик спросил, "Благословенный, мне нравится все, что вы сказали до сих пор, за исключением части о безсамости. Это слишком пугающая для меня концепция." Будда ответил, "В безсамости, ты найдешь подлинное "я". "Истинное "я",о котором здесь упоминает Будда, это наша природа будды. Когда мы осознаем нашу собственную природу будды, мы лишены ошибочного рассмотрения физического тела, как постоянного и независимо существующего. Когда мы видим, как природу будды нашего истинного "я", мы, как кусок золота, которое восстанавливает свой блеск после очистки.

У нирваны нет изъянов, это самое чудесное и совершенное. Спокойствие и радость, переживаемые в нирване, не могут быть описаны словами. Это также то, что все мы можем пережить на собственном опыте, и это доступно для нас в любое время. Однажды мимо медитировавшего бхикшу проходил практикующий другой традиции. Он спросил бхикшу, "Вы сидите здесь практикуя ради счастья в следующей жизни?" Бхикшу ответил: "Нет, я практикую ради счастья в этой жизни, прямо здесь и сейчас." Из этого мы можем видеть, что нирвана не есть нечто, что можно пережить только после смерти. Мгновенье, в которое мы тушим пожар заблуждения - это момент в который мы испытываем нирвану.

Сегодня мы затронули многие аспекты нирваны. Я надеюсь, что сегодняшнее обсуждение посадило в вас ростки мысли о реализации нирваны. Нирвана это не то, что нас касается,только когда мы уже стары и слабы. Это то, что мы должны постичь прямо сейчас. Пусть все вы найдете чудесную и прочную радость нирваны.Только для бесплатного распространения. Перевод Sepia, 2010 год. Большая просьба при копировании текста указывать ссылку на эту страницу. Образец ссылки: http://sites.google.com/site/hsingyungmnk/nirvana


Источник: https:
Просмотров: 3105 | Добавил: hapeake | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz